Начало практики Любящей-доброты, как ей обучает Суджива Саядо
☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀☀
...После того, как сядете в подходящую позу, вы должны оставаться неподвижными и максимально расслабленными до тех пор, пока физическое тело не обретет состояние сходного с бесчувственностью — в нем не будет ощущаться ни малейшего напряжения. Его как будто вообще не будет существовать. Тогда уже можно перейти к практике Метты к самому себе. Старайтесь практиковать это очень осторожно, иначе может возникнуть напряжение или беспокойство. Каждая пробужденная мысль должна быть подобна очень маленькому, тонкому, мягкому пузырьку или туману, исходящему из ума. Медитируя таким образом, мы сможем сохранять и увеличивать своё умиротворение.
Иногда некоторые люди думают, что практиковать Метту самому себе — эгоистично. Так происходит потому, что они неправильно понимают суть этой практики и связанное с ней ментальное состояние. На самом деле оно заключается в том, что главной её мотивацией является искреннее и бескорыстное желание развиваться на духовном пути. То есть, чтобы быть счастливее и здоровее нужно старательно практиковать, потому что с помощью этого можно отпустить гнев и все нездоровые состояния ума. Так медитатор будет вводить эти намерения и стремления в своё сознание одно за другим, позволяя им глубоко укоренившись в нем, создавать далеко идущие последствия. Человек в своем уме произносит не просто слова, а скорее создает искренние благо-пожелания, полностью понимая смысл того что происходит т. е. зачем он это делает.
Эти благо-пожелания таковы:
Пусть я освобожусь от враждебности (аверо хоми)
Пусть я освобожусь от душевных страданий (абьяпадо хоми)
Пусть я освобожусь от физических страданий (аногхо хоми)
Пусть я буду жить счастливо и благополучно (сукхиаттанам парихарами)
Так следует практиковать в течение первых пяти минут (медитационной сессии), которая должна длиться не менее часа. Эта система преследует сразу несколько целей:
— Напомнить себе об истинной цели.
Человек должен постоянно следить за тем, что-бы иметь в уме чистую цель в своей жизни, это включает в себя и образ жизни во всех его аспектах: правильные средства заработка, нравственность поведения и так далее. Если этого не делать, в практике медитации и вне её неизбежно будут возникать сложности.
— Пробуждение мотивации.
Осознав свою потребность быть по-настоящему счастливым, можно начать лучше понимать потребности окружающих вас людей. Это станет хорошей мотивацией и облегчит возникновения потока Метты.
— Создание предварительной концентрации.
Искреннюю мотивацию благо-пожелания зачастую легче пробудить к себе, чем к другим существам. Что облегчает достижения некоторого начального уровня концентрации, которая в последствии сможет эволюционировать в более глубокие состояния по мере развития практики. После этого медитатор сможет продолжить излучать Метту другим людям.
Все окружающие нас люди могут быть разобраны на пять групп:
Чрезвычайно близкие (атипия)
Симпатичные (пия)
Безразличные (маджхата)
Неприятные (апия)
Враждебные (вери)
При выборе человека в качестве объекта для практики Метта Бхаваны (медитации Любящей-доброты) рекомендуется в начале выбирать людей из второй группы – симпатичного вам индивидуума, потому что Метта к нему возникает довольно легко. Люди из первой группы могут вызывать привязанность. Третья группа же может вызывать некоторые трудности для возникновения Любящей-доброты, а четвертая и пятая может вызвать вместо неё гнев. Также не рекомендуется практиковать её к людям противоположного пола, так как это может вызывать вожделение. Тут возникает вопрос: «Что, если практиковать Метту, выбрав как объект свою мать или отца?»(противоположного пола) Обычно это не рекомендуется, так как неустойчивый ум может легко перескочить на другого человека противоположного пола. Другой тип людей, которых не рекомендуется выбирать в качестве объекта медитации — это покойные. Такая практика не сможет создать в уме глубокой концентрации, так как этого человека уже не существует и он уже находится в другом состоянии. Поэтому симпатичный вам человек должен быть живым и принадлежать к тому же полу, что и практикующий. «Симпатичный» означает, что он (или она) при воспоминании легко вызывают в вашем уме Метту. Скорее всего, в уме этого человека так же уже присутствует довольно много Метты, помимо всех остальных добродетелей, таких как нравственность, сосредоточенность, мудрость, терпение, смирение и так далее. Обычно это будет тот человек, к которому вы относитесь с большим уважением и дружелюбием. Тот, кого вы можете назвать своим настоящим другом. Особенно хорошо для практики будет если вы знаете его в течение некоторого времени, проведя его лишь с небольшим количеством или совсем без каких-либо конфликтов. Так вы сможете вспоминать все хорошее, что он сделал для вас, а также счастливые моменты прошлого, чтобы пробудить в уме Метту.
Когда вы выберете такого человека, он станет основой и источником, из которого ваша Метта пустит глубокие корни и распространится далеко во всех направлениях. Сильнейшей причиной для Метты является дружелюбный человек или существо. Поэтому мы должны видеть благоприятный аспект их личности. Одним из способов использования этого будет воспоминание о его добродетели и хороших качествах. Мы даже можем перечислять их. Например — сердечность (в1), мудрость (в2) и.т.п. Чем более длинным будет наш список, тем легче будет наша практика. Одно только воспоминание об этих качествах вдохновит нас на благо-пожелания. Нам следует использовать их экономно, так что-бы этот эффект продолжался как можно дольше.
Например, когда мы вспоминаем о качестве (в1), в уме возникает Метта. Всякий раз, когда она затихает, мы можем вновь использовать (в1), чтобы снова её пробудить. Через некоторое время качество (в1) может стать неэффективным (в течении какого то времени), тогда нам следует использовать качество (в2) для пробуждения состояния благо-пожелания. Нужно так-же использовать (в2) для поддержания Метты. Когда и оно на время потеряет свою эффективность, мы снова можем вернуться к (в1) и продолжать пробуждать свою Метту при помощи качеств (в1) и (в2) до тех пор, пока они оба не перестанут действовать, тогда мы должны начать пользоваться качеством (в3).
Другим способом увидеть положительные качества человека и пробудить к нему Метту — вспомнить события, связанные с ним, которые могли бы вдохновить её. Это может быть оказанная вам помощь, предложенные подарки или просто добрые, сердечные слова. Естественно вам следует избегать вспоминать связанные с ними неприятные моменты. Мы можем так же как и в прошлом примере вспоминать связанные с ним события:
Событие 1: дары подаренные вам на день рождения
Событие 2: помощь во время трудностей
Событие 3: помощь в духовном развитии
и т. д … С4
Когда в уме возникает состояние Метты, оно должно быть искренним и исходить из глубины вашего сердца. Его следует развивать так, чтобы оно текло обильно, свободно и беспрепятственно. Нет ничего плохого в том, чтобы практиковать Метту к любому объекту по вашему выбору. Единственное что следует помнить, чтобы эти благо-пожелания практиковались с мудростью и были свободны от привязанностей. Когда в уме возникает состояние Метты, обычно практик побуждает его с помощью четырех типов пожеланий:
Пусть он/она освободится от вражды/опасности
Пусть он/она освободится от душевных страданий
Пусть он/она освободится от физических страданий
Пусть он/она живет счастливо и благополучно
Основный принцип этой медитации заключается в том, что когда мы проговариваем каждое из них, мы должны делать это с Меттой. Тогда оно вызовет еще больше Метты, позволяя этому состоянию длиться дольше. Важным аспектом этой практики так же является ясное и искреннее понимание смысла этих благо-пожеланий. Прежде чем Метта от первого пожелания стихнет, мы должны подталкивать её использованием следующего. Когда же мы используем все четыре пожелания, нам нужно снова начать с первого. Так можно продолжать бесконечно.
Второй аспект заключается в том, что если одно пожелание, например «Пусть он будет свободен от вражды», действует эффективно и производит сильную, долго длящуюся Метту, мы должны позволить этому продолжаться как можно дольше. Так практика будет углубляться. Однако, если одно из пожеланий не очень эффективно, мы можем пропустить его или быстро проговорить.
Третий важный аспект этой практики заключается в том, что у каждого из пожеланий есть более глубокий смысл, осознав который, так же можно иметь в виду. Если медитатор познает его, он сможет практиковать с большей эффективностью:
Пусть он/она освободится от вражды/опасности
Вражда может относиться к и вражде внутри ума (например его загрязнениям). Более позитивным пожеланием несущим тот же смысл будет «Пусть ему будет сопутствовать Любящая-доброта». Поэтому мы можем использовать пожелание «Пусть он живет в безопасности». Термин «Опасность» так же может относиться к любым опасностям и вредящим нам состояниям внутри (например, загрязнениям, плохим каммическим результатам) или снаружи (например, катастрофам, авариям и т. д.)
Пусть он/она освободится от душевных страданий.
Термин «душевные страдания» относится к печалям, разочарованиям, страхам, отчаянию, раздражению и всем видам загрязнений, которые присутствуют в уме, а также к неудовлетворенности обусловленного существования. «Пусть он будет мирным и счастливым» — таково позитивное пожелание идентичное ему.
Пусть он/она освободится от физических страданий.
Физическое страдание включает в себя все формы физического дискомфорта, болезни, недомогания и неудовлетворенности. Позитивное пожелание для него может быть таким: «Пусть он будет здоров и силен».
Пусть он/она будет счастлив и благополучен.
Это означает, что мы хотим, чтобы он (или она) был способен выполнять все виды деятельности в своей жизни для её поддержания, такие как сон, питание, заработок на жизнь, уход за детьми, женой, домом, отдых, выполнение духовных обязанностей и т.п.
Последнее из этих пожеланий само по себе позитивно. Негативным его вариантом может быть: «Пусть у него не будет никаких неприятностей, проблем, препятствий». На своем опыте и опыте знакомых мне медитаторов я понял, что позитивность благо-пожеланий дает им совсем другой психологический эффект, более сильный в своей доброжелательности, нежели чем негативные формулировки, которые несут в себе большие аспект сострадания и избавления от страданий. Поэтому оба аспекта в конечном счете будут, явно заслуживать вашего исследования. В качестве возможной альтернативы можно использовать и позитивные, и негативные благопожелания, что увеличивает число пожеланий с четырех до восьми. Здесь также стоит отметить, что слишком большое количество пожеланий может мешать развитию концентрации у начинающих практиков. Поэтому я стараюсь придерживаться четырех.
Другая модификация ваших благо-пожеланий может быть связана с личным состоянием объекта на которого они направленны. Например: «Пусть он будет освобожден от смертельной болезни рака, которая поразила его», или пожелание для сына, чтобы он хорошо учился. Они более конкретны и поэтому не могут быть применимы постоянно и ко всем остальным объектам. Тем не менее, они являются здравыми пожеланиями Метты, и, когда практикуются с сильной и глубокой концентрацией, то будет приносить позитивные результаты.
В начале ваш поток Метты не будет сильным и долгим. Вам следует остерегаться простого повторения благо-пожеланий без самого чувства Метты. Пытаясь пробудить его, нужно так же остерегаться беспорядочного и неконтролируемого мышления (которое приводит ум к беспокойству). Так же следите, чтобы в уме не возникало разочарования, если ощущение Метты не возникает. Поэтому очень важно, чтобы в уме постоянно присутствовала осознанность, которая сможет заметить, как эти препятствия начинают возникать...
Текст в процессе перевода.
Читать целиком http://xn--80aaaglc1fo1a.xn--p1ai/modern_doctrine/%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d1%8f%d1%89%d0%b0%d1%8f-%d0%b4%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%be%d1%82%d0%b0-%d1%81%d1%83%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%b0-%d1%81%d0%b0%d1%8f%d0%b4%d0%be