ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ
----------------------------------------------------------------------
(Отрывок из «Живая Медитация, Живое Прозрение» др. Тинн-Тинн)
... СДД: Я только что прочитала статью известного буддийского Учителя о чувственных удовольствиях и о том, что они являются самой большой опасностью для людей. Этот Учитель рассказывает о том, как привязанность к чувственным удовольствиям создает проблемы в нашем обществе.
Тинн: Это правда, что у людей существует чрезмерное потакание своим чувственным желаниям. Без сомнения, современная цивилизация, слишком увлекаясь ими, позволила им поработить себя. Давайте объективно рассмотрим первопричину этой проблемы. В противном случае мы можем попасть в ловушку отвержения чувственного мира и бегства от него, которое в конечном итоге является такой же крайностью как и порабощенными чувственным. Существует опасность быть увязнуть в отрицании чувственного мира.
СДД: Как это может произойти?
Тинн: Если вы будете считать, что озабоченность чувственным является коренной причиной всех человеческих проблем, то можете начать испытывать чувство вины, когда столкнетесь с наслаждением от чувственных объектов. Вы можете даже начать бояться их пережевать. Такое состояние ума, если вы будете неосторожны, может со временем привести к эскапизму и фобиям.
СДД: Тогда каково же решение этой проблемы?
Тинн: Тяга к чувственным удовольствиям в первую очередь обусловлена неуверенностью и не осознаванием внутреннего влечения. Мы не знаем, чего нам не хватает, поэтому начинаем искать это во внешнем мире. Так мы пытаемся заполнить свой эмоциональный вакуум всевозможными развлечениями. И, конечно же, при безграничном распространении современного капитализма, самым удобным решением этого вопроса станет - предаваться всевозможным новым переживаниям, удовлетворяющим чувственную жажду. Но мы неизменно будем обнаруживать, что потворству своим желаниям и поиску удовольствий просто нет конца. В них нет никакого длительного и абсолютного удовлетворения, потому что мы не освобождены от внутренней порождающей их причины.
СДД: Почему же так происходит?
Тинн: Ум, находясь в состоянии неуверенности, должен цепляться за что-то: материальную собственность, чувственные удовольствия, отвлечения, богатство, славу, успех или почти все, что существует на земле, чтобы заполнить эмоциональный вакуум. На самом же деле, все эти вещи дают нам ложное чувство безопасности или временного удовлетворения.
СДД: Как же человеку справится с этой неуверенностью?
Тинн: Есть только один способ сделать это.
СДД: Каков же он?
Тинн: Прийти к пониманию того, что безопасность не может быть найдена нигде и ни в чем.
СДД: Как? Почему?
Тинн: Именно поиск безопасности сам по себе делает ум неуверенным; Он настолько связан с этим поиском, что не способен прямо переживать то, что может быть осознанно в настоящий момент. Мы склонны проецировать себя в будущее, поэтому мы не можем полностью жить в настоящем. Мы переживаем настоящее лишь частично. Поэтому, мы не ощущаем новизны каждого нового его момента. Но если каждый момент будет встречаться и переживаться в полной мере, то красота и радость, которые приносит повседневное окружение, станут настолько очевидными, что не будет необходимости искать удовлетворение в чем либо другом.
СДД: Но как научиться жить в настоящем моменте?
Тинн: Все укоренено в осознавании настоящего момента.
СДД: Осознавании чего? Своего тела или того, что делаешь?
Тинн: Внимательность к телу действительно помогает вам существовать в настоящем моменте, но самым главным тут будет - осознавать свою собственную свободу в данный момент. Если вы начинаете хотеть того или этого, думая о прошлом или о том, как вы собираетесь наслаждаться в будущем - вы не свободны. Ваше настоящее затуманено желаниями, и в результате этого ваша естественная свобода в данный момент утрачена.
СДД: Вы имеете в виду, что мы изначально свободны, но сами делаем себя “несвободными?”
Тинн: Да, этот феномен похож на то, как если бы мы каждый новый момент все больше спутывали себя невидимой веревкой - этого не делает никто, кроме нас самих.
СДД: Вы имеете в виду, что когда мы понимаем, что нет такой вещи, как веревка, связывающая вас - мы уже свободны!
Тинн: Именно. Так мы возвращаемся к своему естественному состоянию свободы в настоящем моменте и можем начать снова начать переживать новизну нашей обычной жизни. Так, даже самые обыденные вещи станут настолько глубокими, что не будет никакой необходимости искать свободу от них где-то еще, завися от новых переживаний и чувственных удовольствий. Видите ли, такая естественная свобода в нашем уме является единственной постоянной вещью. Она является врожденной сутью всего нашего существа. Таков естественный дар жизни. Все, что находится вне нас - надуманно и неудовлетворительно.
Итак, быть свободным от чувственного удовольствия, не цепляться за него и не убегать от него, но научиться жить свободным внутри себя. Таким образом, чувственный мир не будет ни угрожать вам, ни притягивать вас. Так вы сможете переживать чувственные удовольствия, не становясь их рабом.
На самом деле, мы изучаем Дхамму не для того, чтобы отгородиться от внешнего мира или быть порабощенными им, а для того, чтобы достичь своей врожденной естественной свободы. Так мы сможем воспринимать мир таким, каков он есть, во всей его красоте и уродстве, как в Мирском, так и в Возвышенном, не испытывая зацикленности и не попадаясь в ловушки жизни.
Читать книгу целиком http://тхеравада.рф/modern_doctrine/живая-медитация-живое-прозрение
P.S. Книга в процессе редактирования.